Государственный земельный надзор информирует
20.11.2014
Управление РосреестраВ настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам государственного земельного надзора. Так, совершенствование этого вида надзора предусмотрено Основами государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы (утв.распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №297-р). В качестве основных направлений развития государственного земельного надзора определены: -совершенствование предмета и объекта проверки, а также составов административных правонарушений; -совершенствование порядка осуществления; -усиление ответственности за нарушения земельного законодательства; -совершенствование межведомственного информационного взаимодействия в соответствующей сфере. Практическая реализация указанных направлений развития привела к принятию Федерального закона от 07.06.2013 №123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», которым введен институт внесудебного изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании государственными и муниципальными учреждениями и казенными предприятиями. В июле 2014 года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу с 01.01.2015 и предусматривающий комплекс изменений в осуществлении контроля за использованием земель. В частности, указанный закон определяет, что предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства, за нарушения которых предусмотрена ответственность (гражданско-правовая, административная, уголовная и иные). С учетом предмета проверок определены особенности организации и проведения проверок соблюдения земельного законодательства. Одним из ключевых нововведений в Земельный кодекс Российской Федерации стала процедура административного обследования, которая является формой систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства и заключается в исследовании состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании сведений, содержащихся в государственных и муниципальных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, а также сведений, полученных в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, непосредственного осмотра объектов земельных отношений и их обмеров, проводимых без участия их правообладателей. Результаты административного обследования, в ходе которого выявлены признаки, указывающие на наличие нарушений требований земельного законодательства, оформляются актом и могут являться основанием для принятия мер в рамках полномочий государственных инспекторов по использованию и охране земель. Еще одним направлением совершенствования системы контроля за использованием и охраной земель являются нововведения в осуществление муниципального и общественного земельного контроля. Законодателем вводится норма об установлении порядка осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления. При этом устанавливается разграничение по территориальной подведомственности органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, а также муниципальных районов. Органы муниципального земельного контроля будут уполномочены осуществлять надзор не только за соблюдением норм, установленных муниципальными актами (как в настоящее время), но и правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Необходимо также отметить изменения, внесенные в статью 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые наделили должностных лиц Росреестра полномочиями в рамках государственного земельного надзора осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, при решении ими вопросов местного значения и осуществлении иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием издаваемых муниципальных правовых актов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации. Реализация указанных выше изменений при осуществлении контроля за использованием и охраной земель позволит уменьшить число нарушений земельного законодательства, будет способствовать рациональному потреблению земельных ресурсов, повысит уровень законности в сфере земельных отношений, приведет к вовлечению в экономический оборот земельных участков, используемых с нарушением земельного законодательства, увеличит объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Дата изменения: 20.11.2014 08:45:54 |